Россия и Бразилия, две страны с огромными водными ресурсами. Каким образом они используются? Как это влияет на окружающую среду и каким образом связано с социальной ответственностью бизнеса?
Егор Задереев, руководитель службы научных коммуникаций Красноярского научного центра СО РАН
Бразилию я посетил, чтобы принять участие в работе очередного съезда Международного лимнологического общества. Лимнология — наука о внутренних водоемах — озерах, реках, водохранилищах. Конференция про водоемы, значит, и проходить должна там, где этой самой воды много. Так и случилось.
Почти 600 ученых из разных стран мира собрались в небольшом городке Фос-до-Игуасу, расположенном по соседству со знаменитыми грандиозными водопадами Игуасу. Сам городок стоит на реке Парана — второй по длине реке континента. Выше по течению, в 20 км от Фос-до-Игуасу, реку перегораживает гидроэлектростанция Итайпу. Это вторая по мощности ГЭС в мире. Неудивительно, что одним из партнеров конференции по водной тематике в таком знаковом месте стала Итайпу-Бинансиональ (компания, эксплуатирующая станции в Бразилии).
Река Парана разделяющая в районе города Фос-до-Игуасу Бразилию и Парагвай. Выше по течению находится гидроэлектростанция Итайпу. Фото: Из личного архива Егора Задереева
И здесь мне, жителю города на берегах могучей реки, которую перегораживает одна из мощнейших ГЭС, сложно удержаться от сравнений. Парана и Енисей. Красноярская ГЭС и Итайпу. Итайпу-Бинансиональ и Эн+, крупнейший производитель гидроэнергии в мире.
Перед каждым заседанием на экранах транслировали ролики об экологически чистой электроэнергии и вкладе гидроэнергетики в борьбу с глобальным потеплением. На постоянном стенде Бинансиональ можно было узнать о том, как они поддерживают науку и исследования водных экосистем бразильскими учеными.
Бизнес должен быть прагматичным. Это аксиома. С этой точки зрения часто рассматриваются и социально ориентированные, в том числе экологические, проекты.
Возможно, именно поэтому через некоторое время ролики об экологически чистой электроэнергии у большинства ученых в стенах бразильского конгресс центра начали вызывать раздражение. Любой крупный промышленный объект — это источник воздействия на окружающую среду, и это ясно всем. Воздействия могут быть различными. Задача ученых и экологов-практиков оценить и сравнить их, по возможности минимизировать, дать рекомендации, как этого добиться.
Но эксперт не может сказать: «Это предприятие идеально и вообще не влияет негативно на окружающую среду» ни об одном из них. В случае ГЭС специалист прекрасно понимает, какая территория была затоплена при создании водохранилища, и какой ущерб наземным экосистемам был нанесен.
Водный эколог знает, что водохранилище живет по отличным от экосистемы обычного водоема законам. Там будут обитать не такие, как в реке или озере, организмы, протекать другие процессы, в том числе, если речь идет о глобальном потеплении, связанные с потоками углерода и выбросами парниковых газов.
Комплекс водопадов Игуасу на границе Бразилии и Аргентины.Фото: Из личного архива Егора Задереева
Ученый может поставить на чаши весов два предприятия и попытаться сравнить ущерб каждого для окружающей среды и сделать вывод, какое из предприятий меньше наносит вреда. Но это не означает, что экологические проблемы, связанные с его функционированием, не требуют решения.
Поэтому, думаю, представители бизнеса часто не любят входить в плотный контакт с наукой. Рано или поздно любой добросовестный исследователь озвучит не только положительные моменты, но коснется и проблемных мест.
Но вернемся к идее, которая посетила меня в Бразилии, и которая, как мне кажется, может иметь далеко идущие последствия.
Бразилия и Россия — страны, связанные политически межгосударственным объединением БРИКС. Именно в странах БРИКС расположены крупнейшие в мире гидроэлектростанции. Кроме Бразилии и России гигантами водной энергетики может похвастаться и Китай.
Сравнив проекты Итайпу-Бенансиональ, в которых ученые исследуют водные экосистемы Бразилии, и Эн+, которые поддерживают работы красноярских водных экологов, не мог не задуматься о совместной деятельности: «Крупнейшие в мире производители гидроэлектроэнергии объединились, чтобы исследовать…».
Осталось придумать, что именно достойно такого исследования. Сформулировать глобальную win-win задачу, которая была бы интересной ученым, бизнесу и политикам. И тогда такой заголовок можно представить на сайтах крупнейших мировых агентств, новости о результатах такого проекта вполне достойны топовых научных журналов, а те, кто станет его фасилитаторами буду гордиться вкладов в решение мировой задачи. Лично я готов содействовать решению такой задачи. Для начала сделаю перевод этой колонки и отправлю через бразильских коллег в дирекцию Итайпу-Бенансиональ. Представители Эн+, надеюсь, прочитают этот текст сами. Дальше дело за малым, запустить проект в работу.
Читайте также:
Егор Задереев: Кто из красноярцев готов платить за чистый воздух?