Метрополитен — один из ключевых элементов транспортной инфраструктуры мегаполиса. Он влияет на многие сферы городской жизни. DK.RU изучил, как подземка скажется на логистике Красноярска.
От 12 к 6
Метро в Красноярске — проект давний и нашумевший. О нем заговорили еще в 1960-х. Окончательное, как тогда думали, решение строить подземку приняли примерно через 20 лет — в 1994 в городе начали создавать базу для стройки. В тот период речь шла о 12 станциях. Самые бурные работы шли на «Вокзальной», где к 2003 вышли на отметку 69,4 метра. Однако еще до этого — в 1998 — у метростроителей начались проблемы с финансированием, которые в итоге привели к заморозке проекта в 2014.
Новый виток развития история красноярского метрополитена получила в 2018, когда Владимир Путин, президент РФ, после своего визита в город, подписал ряд поручений, среди которых было и выделение финансирования на метро в Красноярске.
Новый проект ПСД поручили разработать Красноярскому тресту инженерно-строительных изысканий («КрасноярскТИСИЗ»). Сделать это он должен был до конца 2019. Так и вышло. Тогда речь шла уже о девяти станциях. В 2021 проект получил одобрение Главгосэкспертизы, а в феврале 2022 было объявлено, что на его реализацию Красноярский край получит инфраструктурный кредит на 89 млрд рублей от федерального бюджета.
Однако в июне того же года Олег Митволь, руководивший «КрасноярскТИСИЗом», был арестован за хищение немногим менее 1 млрд рублей при проектировании красноярского метро. Тогда же компания «Моспроект-3» предложила переделать метро в Красноярске в метротрам, что и было утверждено. И снова количество станций уменьшилось — на этот раз до шести.
Активная стройка началась в мае 2023. Под нее в Красноярске стали перекрывать улицы и менять схемы движения в районе будущих станций, что создало немало неудобств для горожан. Что же в итоге они получат в награду за свое терпение?
Из автобуса в вагон. И обратно
Самое очевидное изменение в жизни красноярцев, которого стоит ожидать с запуском метро, касается, конечно же, общественного транспорта. По рассчетам проектировщиков от 2022, к 2032 в зоне пешей доступности метротрама будет проживать 698 тыс. человек, которые будут давать среднесуточную посадку на линии в 394,1 тыс. пассажиров.
При этом, как рассказали DK.RU в департаменте городского хозяйства и транспорта Красноярска, оттока пассажиров из других видов общественного транспорта не ожидается.
Во-первых, метро охватит далеко не весь город, а, во-вторых, оно будет вписано в общую систему общественного транспорта через перехватывающие узлы и прочее подобное. Так что речь скорее будет идти о перераспределении пассажиропотока, нежели о его сокращении», — пояснили в мэрии.
С учетом этого перераспределения городские власти также планируют пересмотреть и саму транспортную схему Красноярска.
Какой она станет — пока говорить рано. Но, скорее всего, речь будет идти о пересмотре уже существующих маршрутов и появлении новых, так, чтобы все они были связаны со станциями метро», — говорят в муниципалитете.
Машинный взгляд
Изменение транспортной схемы, в части строительства перехватывающих узлов, могло бы по идее сгладить и еще одну проблему Красноярска — пробки. Однако, по мнению Егора Фролова, председателя Красноярского регионального общественного движения автовладельцев, этого можно ожидать далеко не повсеместно.
На левом берегу, безусловно, станет посвободнее. А вот на правом — вряд ли, ведь там метро не будет. Правда, по большей части это коснется лишь тех, у кого точки маршрута будут совпадать со станциями метро. Но, так как их в принципе немного, то такого как в той же Москве ожидать не стоит», — говорит Фролов.
Не верит в особое влияние метро на ситуацию на красноярских улицах и Илья Шафранский, владелец городского таксопарка «Трафик». По его мнению, в метро из автомобилей — будь то из-за руля или с пассажирских сидений такси — пересядет не более 10% человек.
При сегодняшнем дефиците водителей (и, как следствие, машин на линии) и изобилии заказов запуск метро в Красноярске никак не скажется на рынке такси. Даже если какая-то часть пассажиров пересядет в метро, спрос все равно останется. Как подтверждение этого — крупные города, где метро есть уже давно. Такси там все равно пользуется повышенным спросом», — говорит он.
Соответственно, считает Шафранский, и каких-либо изменений в ценовой политике, вызванных появлением в городе подземки, ожидать не стоит.
По мнению пассажиров, поездки на такси сейчас сильно подорожали. Однако они не учитывают, что увеличились расходы на обслуживание автомобиля, его заправку и прочее. Вообще, если считать в эквиваленте к заработку водителя, то ценник стал даже ниже, чем раньше», — говорит владелец «Трафика».
В целом, и Фролов, и Шафранский сходятся во мнении, что говорить о сколь-либо заметных изменениях логистики Красноярска можно будет только тогда, когда обещанную линию метро запустят целиком. А то, что это произойдет к означенному сроку (а это 2026) вызывает сомнения, поскольку сложности начались уже на старте работ. К примеру, в ноябре 2023 они были приостановлены из-за проблем с разрешительной документацией. Однако уже в декабре Михаил Котюков, губернатор Красноярского края, во время прямой линии объявил, что переноса сроков не будет и все остается в прежнем графике. Меж тем, по последней информации красноярских метростроителей на сегодня под землей пройдено всего порядка 100 метров из почти 11 тыс., заложенных в проект первой ветки.
Читайте также:
Губернатор анонсировал продолжение строительства метро в Красноярске
Сегодня во время прямой линии Михаил Котюков, губернатор Красноярского края, рассказал, что строительством первой ветки метро регион ограничиваться не планирует.
Центр Красноярска готовят к выносу сетей ради строительства метро
В Красноярске подвели итоги конкурса по выбору компании, которая займется подготовкой территории центра под строительство метро.
КрасТИСИЗ подал иск на самобанкротство
Красноярский трест инженерно-строительных изысканий (КрасТИСИЗ) подал заявление о самобанкротстве. Иск появился на сайте Арбитражного суда края.
У подрядчика метро в Красноярске «Моспроект-3» сменился директор
В строительной компании, подрядчика возведения метро в Красноярске, сменился генеральный директор.