Налоговые поправки — приговор для бизнеса Красноярска? Отвечают юристы и финансисты
Редакция DK.RU спросила у экспертов, как на предпринимателях региона отразятся анонсированные правительством РФ поправки в Налоговый кодекс.
финансист:
— Идея одновременно повысить НДС и снизить лимит по УСН выглядит как двойной удар по предпринимательской среде. Но с налогом на добавленную стоимость еще можно работать: его в большинстве случаев удается переложить на потребителя или встроить в цепочку. А вот с лимитом по упрощенной системе налогообложения ситуация гораздо драматичнее — от него бизнесмену никак не защититься. По логике, этот порог надо было повышать: за последние пять лет накопленная инфляция превысила 50%, обороты выросли номинально, а реальная рентабельность бизнеса снизилась. Вместо этого лимит урезают в шесть раз — фактически условия становятся на порядок хуже, чем были пять лет назад. Это означает, что тысячи предпринимателей с оборотом 10...60 млн будут вынуждены платить и администрировать новый налог, который раньше их не касался.
Для них это не только рост издержек на бухгалтерию, но и колоссальное увеличение налоговой нагрузки. Для многих такая модель окажется просто нежизнеспособной. Мы рискуем увидеть массовое «схлопывание» малого бизнеса, исчезновение лифта в средний класс собственников, падение деловой активности.
По сути, вместо стимулирования развития мы получаем шаг назад — и это гораздо чувствительнее для экономики, чем формальное повышение НДС на 2%.
— Повышение НДС до 22% отразится на всех сегментах бизнеса и в целом на экономике. Как косвенный налог он платится фактически конечным потребителем, что, очевидно, приведет к повышению цен. Затронет в основном именно малый и средний бизнес, поскольку микробизнес может находиться в других ставках налогообложения. Здесь же мы можем говорить и об увеличении инфляции. А вот снижение лимита до 10 млн рублей — наверное, самый сильный удар, который получит микробизнес. Это заставит подумать о налогах тех, кто о них раньше особо не рассуждал: допустим, использовал патент до 60 млн или был на «упрощенке». Понадобится пересмотреть экономику бизнеса, в том числе поднять цены. Часть придется переложить на потребителя, но полностью компенсировать все издержки за счет клиентов не получится. Дело в том, что емкость рынка и покупательская способность не растут, а падают, — так что, скорее всего, некоторые из компаний закроются.
Поэтому уже сейчас советую подготовить финмодель бизнеса, рассмотреть разные варианты и, возможно, изменить его структуру. Только осознанное заблаговременное планирование позволит выбрать более безопасные и выгодные решения, или хотя бы правильно рассчитать повышение цен на свою продукцию.
налоговый консультант, директор Центра бухгалтерской и налоговой помощи «Конфиденс»:
— Хочу отметить, что в настоящий момент принятого закона об изменении ставки НДС нет. Мы можем опираться только на законопроект и строить планы. Но на самом деле поднятие на 2%, как я считаю, не отразится негативно на экономическом положении малого и среднего бизнеса Красноярска. В 2019 мы уже были свидетелями повышения ставки с 18% до 20%, и с того времени динамика развития предпринимательства остается положительной. Если лимит для освобождения от НДС при применении УСН патента снизят до 10 млн, то предпринимателям не только нужно будет пересматривать свою налоговую политику на 2026, но и работу бизнеса в целом по нескольким векторам.
Среди них: финансовое моделирование, ценообразование, клиентская база, документооборот. Последствия будут негативными только в одном случае — если не предпринимать никаких действий, когда уже понятна «новая реальность».
Сейчас я советую не дожидаться января, а спланировать работу заранее, как только станет понятным, какие новые «правила игры» установил законодатель. В нынешних реалиях иметь план В и план С — большое преимущество для каждого предпринимателя.
Андрей Метелкин,
старший партнер юридической фирмы «Мазка, Метелкин, Бушмин и Партнеры»:
— Рост ставки НДС до 22% окажет значительное влияние на малый и средний бизнес. Безусловно, это приведет к росту себестоимости товаров и услуг, что в свою очередь снизит покупательскую активность и маржинальность компаний. Рост цен может вызвать отток клиентов — потребители станут более чувствительны к стоимости. Соответственно, многие столкнутся с необходимостью пересмотра ценовой политики и поиском новых путей оптимизации расходов, что не всегда возможно без потери конкурентоспособности. Снижение лимита по доходу до 10 млн рублей тоже приведет к ряду серьезных последствий. Прежде всего это рост административных издержек, поскольку необходимо будет вести более сложный бухгалтерский учет с обязательной сдачей отчетности по НДС. Можно ожидать и потерю ценового преимущества из-за включения налога на добавленную стоимость в цену товаров и услуг, что может привести к снижению маржинальности и конкурентоспособности. Для договоров, заключенных без учета НДС, переход к этому налогу может спровоцировать убытки, поскольку он не заложен в себестоимость.
Профильные органы сейчас профессионально отслеживают недобросовестные схемы по оптимизации налогов, в том числе дробление бизнеса для ухода от налогообложения. За такие нарушения предусмотрены серьезные последствия, поэтому использовать сомнительные механизмы не стоит. Лучше адаптироваться к новым правилам честно и грамотно, максимально оптимизируя внутренние процессы и бизнес-модель.
До введения поправок необходимо провести тщательный анализ текущей себестоимости, маржинальности и ценовой политики с учетом новой налоговой нагрузки. Смоделировать влияние повышения либо начало применения НДС на различные товарные позиции и оценить, где возможно оптимизировать расходы. Пересмотреть договоры с контрагентами, особенно по стоимости, срокам и условиям оплаты. По возможности — подготовить финансовую подушку, чтобы сгладить возможные временные трудности в переходный период.
Читайте по теме:
Новые правила для красноярского бизнеса: что изменится с 1 октября 2025
С начала октября 2025 в России изменятся правила, затрагивающие налоги и отчетность, выплаты, кредитные каникулы, а также маркировку товаров.
Евгений Шустов: Пора считать рентабельность каждого вложенного рубля
Суровая экономическая реальность последнего времени привела к тому, что многие предприниматели практически перестали зарабатывать. Но вернуться в игру все еще можно. Правда, придется напрячься.
Какие сценарии инвестиций принесут деньги в 2025
Вместе с экспертами инвестиционной отрасли DK.RU исследует различные сценарии, которые помогут не только сохранить капитал, но и увеличить его.
Где найти выгодные деньги для бизнеса Красноярска
Поиск длинных и недорогих денег для жизни и развития собственного дела — задача для предпринимателей не новая. Но с прошлого года она стала значительно актуальнее.
Евгений Гранкин: Крипта от Центробанка — стоит ли бояться цифрового рубля?
Цифровой рубль — новая эра или ограничения для предпринимателей и бизнеса? Об альтернативной форме валюты рассказывает Евгений Гранкин, серийный предприниматель, в эксклюзивной колонке для DK.RU.
Какие налоговые изменения обернутся проблемами в бизнесе
В 2025 предприниматели региона встретились с рядом серьезных налоговых нововведений. Какие из них серьезнее всего повлияют на бизнес?
Трамп, налоги и Минфин: надолго ли укрепился рубль — опрос ДК
«Деловой квартал» поговорил с бизнесменами и политиками о том, в чем они видят причины укрепления рубля в последнее время и стоит ли ждать продолжения этого процесса.
Самозанятые в Красноярском крае заработали 18 млрд рублей за 2025
В налоговой подсчитали доходы самозанятых в Красноярском крае и рассказали, чем они занимаются чаще всего.