Как «Золотое Яблоко» и маркетплейсы меняют бьюти-ритейл Красноярска в 2025
Повлиял ли дебют «Золотого Яблока» на других игроков косметической розницы в Красноярске, как онлайн-платформы трансформировали привычки покупателей и в чем секрет устойчивости нишевых бутиков?
Уйти нельзя остаться?
Трансформация косметического ритейла в Красноярске началась в 2022: в начале марта в городе прекратили работу филиалы SEPHORA, которые осенью возобновили деятельность под названием «Иль де Ботэ». Весной 2023 происходит еще одно значимое для красноярского бьюти-рынка событие — открывается первое «Золотое Яблоко». Оно заняло площадь в «Планете», где на тот момент функционировало 10+ магазинов косметики и парфюмерии, включая «Лэтуаль», «Иль де Ботэ» и «Рив Гош» и самостоятельные точки брендов. Кроме того, на новый уровень вышла и представленность таких товаров на маркетплейсах: появилась возможность приобрести значительную часть продукции, в том числе из премиум- и люкс-сегмента, на онлайн-платформах.
В 2025 изменения на рынке бьюти-ритейла продолжаются: так, в июле стало известно о закрытии «Иль де Ботэ» в центре города. В декабре об этом же объявил и красноярский «Локситан».
Но есть и обратная сторона медали: авторские бренды, созданные красноярскими предпринимателями, в большинстве наращивают присутствие в городе. Например, LEBOX сохранил оба филиала в центре и на Взлетке даже после инцидента между его соосновательницами. В этом году Жанна Прохоренко, бывшая совладелица бутиков, объявила о запуске собственного косметического бренда One Drop. Свои позиции сохраняет розничная сеть магазинов косметики DIVA родом из Красноярска, в которую входит два розничных филиала и онлайн-магазин. Расширяется ассортимент уходовой косметики на полках «Губернских аптек». DK.RU анализирует, с чем связаны перестановки на бьюти-рынке и к каким форматам он движется.
Красота по-новому
После дебюта «Золотого яблока» в Красноярске филиалы крупных бьюти-сетей («Лэтуаль», «Иль де Ботэ», «Рив Гош») сохранили свое присутствие в ТРЦ «Планета». А вот моно-точкам, где была представлена продукция одного бренда, пришлось «потесниться»: например, приход ЗЯ сказался на концепт-сторах корейского бренда Tony Moly и французской косметики Yves Rocher.
После открытия „Золотого яблока“ наша выручка почти сразу упала на 40%, и в итоге так и не восстановилась. Поэтому мы „дожили“ договор аренды в „Планете“ и полностью ушли в онлайн-формат. Сейчас наши продажи происходят на маркетплейсах, в интернет-магазине и через приложение "Лэтуаль"», — рассказывает Олег Огнев, владелец франшизы Tony Moly в Красноярске.
По его словам, масштабное открытие «Золотого яблока» сказалось в первую очередь именно на локальных магазинах, нежели на сетевых игроках. Мария Никитенко, директор розничной сети магазинов косметики DIVA, тоже отмечает, что в последние годы не случилось повальной ликвидации магазинов в бьюти-сегменте.
Волны закрытия не наблюдается. Владельцы и руководители бизнесов выстраивают новые смыслы и взаимоотношения с клиентами, пересматривают всю систему работы. То, что было привычным 3...20 лет назад, уже не работает — нужно меняться вместе со всем миром», — считает Мария Никитенко.
Закрытие филиалов крупных игроков связывают скорее с тем, что такие сети строили свой ассортимент на европейских брендах, и с введением санкций заполнять полки становилось все сложнее. А включение корейских, китайских или российских брендов подошло не всем, что лишь подкрепило экономическую просадку.
В свою очередь, нишевые игроки бьюти-ритейла только укрепили свои позиции. Не обошлось и без появления новых участников рынка: например, в 2024 в городе открылся бутик элитного парфюма Fragrance. Эксперты ДК сходятся во мнении — это не исключение или «счастливый случай», а запрос аудитории на места с высоким статусом и соответствующим сервисом.
Есть люди, которым важно прийти в красивое чистое место с обученным персоналом и сделать покупку в такой атмосфере. Часть входит в коммьюнити конкретного бренда или магазина, и поддерживает их в первую очередь из этой лояльности. Такая аудитория готова заплатить на 20...30% больше от той цены, которой демпингуют те же маркетплейсы», — говорит Олег Огнев.
В поисках равновесия
Тем не менее, потребительские привычки действительно трансформируются, и это находит свое отражение в работе бьюти-розницы.
Изменилась доступность косметики и парфюмерии: теперь и те, кто живет далеко от магазинов, может получить желанный флакон и тюбик в комфортное время. Но в целом нет четких различий в покупках онлайн и оффлайн: покупатель выбирает способ покупки тот, который ему удобен в конкретный момент времени», — считает Мария Никитенко.
По мнению Олега Огнева, формат маркетплейсов ощутимо повлиял на потребительскую модель. Для определенной части аудитории цена все же оказывается более значимым фактором, чем уровень сервиса или гарантия подлинности товара. И с этой точки зрения именно маркетплейсы оказываются более предпочитаемым вариантом, что влечет за собой не самое очевидное для конечного пользователя следствие — слом единой ценовой политики продавца.
Маркетплейс как площадка, предоставляя скидки покупателю в обход продавца, не только рушит стратегию продажи, но и пытается стать единственным пространством, где мы останемся со своим товаром. Но я как продавец не хочу такой зависимости: фактически это монополия, и площадка получает возможность играть исключительно на своих условиях», — объясняет Олег Огнев.
Несмотря на это, эксперты уверены: о том, что маркетплейс в итоге останется единственным каналом сбыта в бьюти-ритейле, говорить не приходится. Сейчас этот рынок находится в поиске нового баланса между классической розницей, нишевыми бутиками и онлайн-площадками.
Косметический бизнес сейчас избыточен — на рынке много брендов и новинок, но мало действительно интересных и уникальных. Нужно постоянно искать и привозить жемчужины в свои магазины. И конечно, очень важно учитывать поведение покупателей — от этого меняется весь бизнес в целом», — говорит Мария Никитенко.
Она подчеркивает, что все перечисленные форматы — не полярны и не исключают друг друга, — это просто разные точки и типы продаж. Но для существования и развития важно учитывать поведение покупателей, чтобы оставаться актуальной для аудитории площадкой.
Читайте по теме:
Опрос ДК: опасается ли бизнес Красноярска запрета скидок на маркетплейсах
Предприниматели города рассказали DK.RU, считают ли они опасными ограничения на инвестиции в скидки. Какими могут быть возможные последствия этого процесса?
«Если ИП не нужны, так и скажите»: о чем Катя Горчица из Красноярска написала Путину
Красноярская предпринимательница направила обращение президенту России и поделилась его содержанием в соцсетях.
Праздник начинается здесь: куда сходить в Красноярске 13...19 декабря
Поток новогодних маркетов, караоке с оркестром, постмодернизм и архитектура надежды, театральная промера под занавес года — главные события недели в традиционной афише DK.RU.
Премиальные бутики или вещевые рынки? Где предпочитают одеваться красноярцы
Выбор мест для покупки одежды зависит от нескольких факторов —например, возраста, дохода, цели приобретения и поколенческие ценности.
«Дом» на замок. В Красноярске закрылся популярный ночной клуб
О закрытии ночного клуба объявила команда культурного пространства «Дом». Танцевальная площадка была флагманом этого кластера креативных бизнесов.
В Красноярске закрывается магазин «Культ Fashion Store»
Информация о закрытии магазина на пр. Мира, который представлен на рынке почти десять лет, появилась в соцсетях проекта.