Сейчас одним из ключевых трендов искусства стало «самосохранение». Как это отражается на арт-среде, самих авторах и зрителях — в колонке Натальи Сипетой, написанной специально для «Делового квартала».
«Всякое произведение искусства есть дитя своего времени, часто оно и мать наших чувств».
В. Кандинский, 1910
«Понимаешь, если я рисую обычный российский пейзаж с березами, коллекционер долго на него смотрит и так и эдак, словно ждет, что откуда-то из-за березы сейчас член должен выпрыгнуть. Ну, как минимум, хтонь должна быть какая-то наша, глубинная. А если ничего такого нет, человек уходит разочарованный, ничего не купив», — рассказывал мне всемирно известный красноярский художник Василий Слонов. Которого недавно под домашний арест за неваляшку отправили.
«Мое дело как художника считывать запросы общества и отвечать на них артефактами. Таков хлеб художника, а мне семью кормить надо». Тут, наконец, образ Слонова-человека с его добротой и безобидностью начал как-то срастаться у меня со Слоновым-художником.
Нас способно зацепить только то, что есть в нас самих. Сколько раз я наблюдала этот процесс на выставках! Одного буквально наизнанку выворачивает от того, мимо чего другой проходит совершенно равнодушно. Это и есть принцип зеркала. Художники и литераторы ничего не выдумывают. Они лишь ретрансляторы всего происходящего со всеми нами, обществом. Поэтому и странно, что в последние два года российское общество старательно пытается колотить в «зеркало», как бы обвиняя его в том, что оно кривое: то художник не то изобразил, то режиссер вдруг «оскорбил чьи-то чувства».
За свою жизнь какого я только искусства не видела. Далеко не все мне нравилось. Какое-то, наоборот, вызывало неприязнь и даже отвращение. А уж в литературе и вовсе ужасы жизни в каждой великой книге. У Достоевского вон студент маниакально убийство старушки продумывал в надежде возвыситься. Не воспринимать же это как пособие по убийству? Хотя у нас уже и Достоевский на днях допрыгался. Отменили его «Неточку Незванову» за «пропаганду ЛГБТ*». Тут уже за наших «бдительных граждан» как-то неловко даже становится. Как неловко и смотреть фильмы о войне, где на фоне пролитой крови стыдливо замазана сигарета какого-нибудь командира и вдруг всплывает надпись: «Курение убивает». Бабушка моя, пережившая две войны и коллективизацию, в таких случаях говорила: «Заставь дурака молиться, он себе и лоб расшибет».
Как результат такой политики в культуру возвращается принцип самосохранения — и самоцензура в качестве устойчивого тренда.
«Этот феномен нам еще предстоит осмыслить. Не хотят рисковать. И я их понимаю. Сейчас любой жест может быть воспринят критически и тогда выставку совсем закроют», — делится знакомый искусствовед историей сокращения большим московским музеем половины выставки, которую готовили два года.
С одной стороны, самоцензура как личная гигиена высказываний учит нас, например, не сорить словами и просчитывать последствия сказанного хотя бы на два шага вперед. Но психолог Юлия Ладыгина объясняет, что не все так просто: источники самоцензуры — страх и тревога, и чем меньше у нас возможности говорить о своих переживаниях, тем больше агрессия и социальное напряжение.
*движение признано в РФ экстремистским
Читайте далее:
Наталия Сипетая: Ждем квантового скачка на арт-рынке
Главный вызов года в креативных индустриях — создание рынка современного искусства в Красноярске.
«Ковчег» красноярской культуры: рассказываем детали нового проекта Натальи Сипетой
В 2024 пул арт-проектов Красноярска стал шире — Наталья Сипетая, продюсер культурных событий, запустила камерные встречи под рабочим названием «Ковчег». «ДК» узнал детали о новом проекте.
Вечные сюжеты для новых нас: куда сходить в Красноярске 24 февраля...1 марта 2024
Солисты Мариинского на красноярской сцене, совриск в помощь животным, Босх на большом экране, осмысление утраты и много экзистенциальности — главные культурные события города в афише «ДК».
Новое арт-пространство «В центре Мира» откроется в Красноярске в марте 2024
Галерею сибирского искусства запускает «Дом искусств». Особенность проекта — программа из лекций, арт-встреч и других форматов к каждой выставке, которая будет проходить на базе галереи.
Звезды главных театров РФ и балет Китая: кто приедет в Красноярск с Транссибом`2024
Среди фестивального состава артистов — не только классические персоны балета и оперы, но и новые для красноярской сцены имена.
Премьеры и эксперименты: что нельзя пропустить на «Театральной весне — 2024»
Какие спектакли вошли в шорт-лист фестиваля в этом году, где пройдут грядущие показы, и какие постановки лучше не оставить без внимания — рассказываем главное о приближающейся «Театральной весне».
Лера Афонина: Для театральных экспериментов нужно прокачивать «мышцу смелости»
«Пушка+» открылась недавно, но уже стала одним из самых модных проектов Красноярска. Как работать с культурным пространством, чтобы оно вызывало жгучий интерес, рассказала арт-директор Лера Афонина.
Влюбиться в Красноярск с первого прикосновения: как создавали красноярскую локацию на ВДНХ
Рассказываем в деталях, какие красноярские компании работали над одним из главных проектов 2023 — локацией Красноярского края для выставки-форума на ВДНХ.