Меню

Почему в Красноярске так мало новых объектов недвижимости в 2024?

Иллюстрация: ДК

Почему новых проектов в 2024 стало так мало? Может быть, влияют изменения в льготных программах приобретения жилья? Думаю, нет.

Ирина Одинец, директор по продажам и маркетингу ГСК АРБАН:

Немного статистики. В 2023, по данным официального портала администрации города, в Красноярске было выдано 51 разрешение на строительство жилых многоэтажных домов.

На 1 марта 2023 уже было получено разрешение на строительство 12 из них. В 2024 на эту дату застройщикам удалось согласовать строительство лишь 4 домов на 45,3 тыс. кв. м, что в разы меньше, чем в прошлом году.

Почему новых проектов в 2024 стало так мало? Может быть, влияют изменения в льготных программах приобретения жилья? Думаю, нет. Несмотря на то что ипотечный рынок штормит, застройщики адаптировались к новым условиям, а конкретный покупатель получает только выгоду.

Дело, скорее, в другом: выдача разрешений негласно тормозится. А где‑то уже и официально поставлена на стоп. Так, например, в соседнем Омске вышло официальное постановление мэрии о приостановке разрешительной документации из‑за отсутствия в проектах социальных объектов.

В Новосибирске заявки застройщиков отклоняются с октября 2023. По информации УАСИ мэрии Новосибирска, в первом квартале приостановлена выдача разрешений на строительство 200 тыс. кв. м. На очереди еще 600 тыс. кв. м, и судьба их неизвестна.

В кулуарах говорят, что подобные не­официальные запреты существуют и в Красноярске. Причина все та же — нерешенные проблемы социальной инфраструктуры.

Действительно, социальных объектов в Красноярске не хватает, так же, как и в других городах страны. Более того, девелоперы готовы содействовать в решении этой проблемы. Но пока в законодательстве о градостроительной деятельности отсутствуют требования по увязке строительства жилых зданий с наличием чьих‑либо обязательств по обеспечению для новоселов необходимых мест в детских садах, школах, поликлиниках в соответствии с нормативами, а также по контролю выполнения таких обязательств.

За рубежом во многих городах для финансирования социальной инфраструктуры применяется инструмент «инфраструктурного платежа», который взимается с застройщиков в расчете на 1 кв. м строящегося жилья или (иногда) любых строящихся зданий.

Нечто подобное обсуждается в Новосибирске. Новосибирские застройщики поддержали предложение, прозвучавшее на заседании общественного экспертного совета при главе города. Речь идет о соглашении взаимодействия с муниципалитетом, по которому девелоперы будут платить в бюджет по 5 тыс. рублей с одного квадратного метра запланированного жилья.

Деньги будет аккумулировать муниципальный бюджет на возведение школ и детских садов. Таким способом городские власти и бизнес попытаются обойти запреты прокуратуры на жилищное строительство при его необеспеченности объектами социальной инфраструктуры.

В Екатеринбурге практикуют государственно‑частное партнерство и инфраструктурные бюджетные кредиты. В Перми пытаются решить проблему через заключение с застройщиками жилья на добровольных условиях различного вида инфраструктурных соглашений.

Красноярские строители также готовы идти на диалог, чтобы решить вопрос. Но почему‑то пока он на затянувшейся паузе.

При этом ситуация требует решительных действий. Если оперативно не начать решать этот вопрос, то уже к 2026 сформируется существенный дефицит ввода жилья в эксплуатацию. А это в свою очередь приведет к дефициту новостроек и возможному росту цен на квартиры.

К тому же строительная отрасль обладает мультипликативным эффектом. Существует мнение, что вокруг одного застройщика на орбите вращаются 39 смежников. Дефицит ввода негативно отразится на каждом из них.

Уверена, что сама логика жизни и экономические законы диктуют нам более многомерный взгляд, однозначный диалог и сов­местный поиск решений. И здесь у Красноярска как у лидера отрасли в СФО есть шанс найти ту золотую середину, которая станет не примером коллапса, а маршрутом выхода из тупиковой ситуации.

Читайте также